«Одноэтажная Россия» в поселке Александровская

Зажатый между Баболовским парком и Киевским шоссе, поселок Александровская будто бы специально старается раствориться в величии своего имперского соседа – города Пушкин. Что интересного там есть, о чем мечтают местные жители и как сохранить прошлое, не помешав будущему?

На станции

МЕЖДУ ПАРКОМ И ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГОЙ

Александровская слобода,
или как вот уже более двухсот лет называют
это место местные жители, Александровка,
появилась на карте в 1795 году. Ничем
непримечательное селение на южной
границе парка, принадлежащего казне
Его Величества, преобразилось спустя
почти шесть десятков лет, когда открылась
железнодорожная станция Александровская
– первая на участке Петербург-Гатчина.
Удивительно, что судьба этого места
тесно переплелась с судьбой страны. На
этом вокзале третьего класса встречали
поезд императора Александра Третьего,
перед этим попавшего в железнодорожную
катастрофу, которая едва не стоила ему
жизни. А в 1917 году отправляли уже бывшего
императора Николая Второго в тобольскую
ссылку, из которой ему не суждено было
вернуться.

В войну здесь гостили
фашисты и проходила линия фронта. Снаряды
разрывались там, где сейчас стоят жилые
домики. По свидетельству очевидцев «от
поселка уцелело с десяток полуразбитых
домов за вокзалом». Все остальное было
уничтожено. Даже церковь у кладбища,
построенную на средства императорской
фамилии, и ту немцы взорвали при
отступлении.

Вскоре после войны два
юридически разных поселка – Александровку
и Редкое Кузьмино, стоящие по две стороны
железной дороги, объединили в рабочий
поселок Александровская. Звучит немного
странно, ведь правильно, по идее,
«Александровский». Но так повелось.

ОПРЯТНОЕ МЕСТО

Александровская –
поселок довольно тихий – и не только
по петербургским меркам. Многоэтажек
тут нет. Рядом популярный туристический
объект – город Пушкин со всеми его
дворцами, но туристами здесь не пахло
и до пандемии. Лишний человек практически
никогда не забредет. Поэтому всех знают
в лицо и постоянно друг с другом
здороваются. Совсем не городская черта.

Как часто водится в
таких поселках, главная улица тут –
Волхонское шоссе. Вдоль него стоят
магазины, ларьки с выпечкой и яркий
указатель на шиномонтаж. Не менее
примечательна Парковая улица. Хотя бы
потому что именно здесь находится баня
№ 5. Как гласит рекламный проспект, «одно
из излюбленных мест отдыха жителей
Александровской, Пушкина, Павловска и
Петербурга». На иллюстрации семь
довольных мужчин с вениками стоят на
крыльце. Три дня из семи на неделе баня
закрыта.

Александровская – поселок опрятный, таких даже вблизи Петербурга не то, чтобы очень много. Можно специально искать кринжовые, как сказали бы подростки, дома – и не найти. Все на удивление прилично. Заборы стоят прямые. Сараи покрашены. Даже надпись на калитке «Осторожно! Злая собака!» чем-то напоминает титры к программе «Ералаш».

Промышленного производства здесь тоже особенно нет. За исключением, пожалуй, территории Александровского завода. Сто с лишним лет назад здесь чинили паровозы, в том числе и те, что привозили в Пушкин императорскую семью. Теперь, как это часто бывает с заводами, территория порублена на сегменты и здесь находится место и офису клининговой компании, и автосервису, и кузнечной мастерской, которая украсила свой вход металлическими скульптурами в духе киберпанка.

Киберпанк на границе Александровской и Пушкина

Труба завода служит
ориентиром, особенно если въезжать в
поселок по древней Соболевской дороге,
идущей с юга на север. Издали она
возвышается над поселком, как Лахта-центр
над Финским заливом.

В стороне от Александровской
– местное кладбище, затесавшееся между
основным ходом гатчинского направления
и императорской веткой, по которой
когда-то в свой дворец приезжали члены
дома Романовых. Сейчас нет ни императора,
ни ветки. Только служебная линия, которую
использует тот самый завод. Точнее –
судя по ее состоянию – не использует.

Главное место современной
Александровки – вокзал. На площади
дожидается пассажиров автобус. На
платформе в ожидании электрички стоят
два человека. Охранник смотрит видео
на телефоне. Обстановка более чем
спокойная. Можно подумать, что ты
находишься не в Петербурге, а километров
за триста от большого города. И даже
зажмуриваться не надо.

Здесь на вокзале я встречаюсь с инициативной группой поселка.

ДВЕСТИ ЛЕТ НА ОДНОМ
МЕСТЕ

Большинство из двух
тысяч шестисот местных жителей приехали
сюда в девяностые. Истории похожие в
многих семьях. Жили в Пушкине, стояли
на учете по улучшению жилищных условий.
Кто-то — в коммуналке, у кого-то появлялись
на свет дети и внуки – площади не хватало.
Администрация района в итоге приняла
соломоново решение: выделила очередникам
участки прямо в поле: «Хотите – стройте».
Многие захотели. На двенадцати сотках
возвели дома. Многие из них и сейчас
стоят. Крепкие.

«Я прекрасно помню, как
мы в 1991 году приводили поселок в
респектабельный вид, — говорит одна из
жительниц района. — Своими силами
проводили электричество, телефон. Даже
дорогу строили на свои деньги. Не было
ведь ничего».

Ирина приехала в поселок
чуть позже – в 1994-м. После рождения двух
детей они с мужем принципиально решили
жить вдали от городской суеты: так лучше
для маленьких. Теперь в доме, где когда-то
росли дети, начинают ходить внуки.

«Могу сказать, что наша
мечта осуществилась. Мы искали одноэтажную
Россию, и мы ее нашли, — улыбается Ирина
Крюкова. – Хотелось здесь так и жить в
спокойствии дальше. Мы вот недавно с
мужем решили детей подначить и спрашиваем:
ну что мол, продадите потом участок? А
они: нет! Говорят, что это родовое гнездо».

А вот Эльвира Никифорова
родилась в поселке. Ее семья поселилась
здесь после войны, когда бабушка Эльвиры
получила участок на первой линии за
железной дорогой. Построили дом. Дети
приезжали сюда, как на дачу. Тогда, в
шестидесятые, город Ленинград казался
чем-то далеким, фантастичным. «Дорог в
нынешнем понимании этого слова тогда
здесь не было, — рассказывает Эльвира.
– Что-то у станции было выложено
булыжником, но в основном – грунтовка.
Поэтому автомобили такси с Киевского
шоссе сюда не проезжали: боялись за
подвеску. А на зиму почти все уезжали в
город».

Забавно, что муж Эльвиры
тоже из Александровской. Но познакомились
они с ним не в поселке, а в Ленинграде.
Так уж получилось. Еще интереснее тот
факт, что семья ее мужа жила на участке,
который достался ей еще в 1917 году! Так
и прожили на одном месте при императоре,
временном правительстве, коммунистах
и добрались до современности.

Таких
оседлых долгожителей здесь пруд пруди.
Скажем, Андрею Писареву 55 лет, и он,
понятное дело, всю жизнь живет здесь.
При этом его дом стоит на фундаменте
дома, который строили его предки двести
лет назад! То есть еще до того, как в этих
краях появилась железная дорога. Он о
прошлом Александровской может рассказывать
часами.

«В Александровской
была образцовая добровольная пожарная
команда, — говорит он. – Образцовая в
названии – это не просто так. Ее император
Николай Второй демонстрировал гостям
из Европы. Оборудование тогда было
передовое! И мой дедушка в этой команде
служил».

Легко представить себе
фотографию: лихой мужчина в каске с
подкрученными усами внимательно смотрит
в объектив… Дело деда потом продолжил
отец Андрея. Добровольная команда в
Александровской работала до семидесятых
годов, а потом встала на профессиональные
рельсы.

Сейчас Андрей стоит у
железнодорожной станции и хмурится.
Ему не нравится, что хотят под застройку
пустить бывший Александровский завод.
Это часть императорской железнодорожной
ветки, которая шла через станцию
Александровская почти к самому дворцу
и парку.

«Хотят уничтожить исторические цеха, в которых ремонтировались паровозы сто лет назад», — говорит он с возмущением. В поселке считают, что неплохо было бы в той промзоне сделать исторический технопарк или еще что-то в таком роде. Правда, понимают, что инвестора под такую историю найти непросто.

КАК НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Зато инвестор нашелся
под другую историю. Рядом должен вырасти
город-спутник Южный. К нему местные
жители относятся настороженно. Боятся,
что он перевернет привычный уклад жизни.
Вызывает опасения и дорога, которую
называют «дублером Киевского шоссе».
Она как раз связывает Южный с Петербургом.

Поскольку дорогу
собираются строить вдоль железной
дороги, то получается, что поселок будет
разрезан новой магистралью как бы на
две части. Местные жители боятся, что
вырастет шум и загазованность. А еще,
что придется переделывать привокзальную
площадь. Дорогу собираются пустить как
раз с восточной стороны. «Получается,
что нам придется убирать отсюда памятник,
закапывать пруд, а главное – может
пострадать и вокзал, — возмущается Нина
Шевченко. – Вы поймите, для нас эта
площадь, как для Петербурга – Невский
проспект».

«Если трасса разделит
поселок на две части, то она его просто
уничтожит, — добавляет Ирина Крюкова.
Выход, по ее словам, есть: вообще ничего
не строить. «Если уж Комарово сделали
при Матвиенко историческим поселением,
где ничего нельзя сносить, то нашему
поселку такой статус нужно дать и
подавно!» — говорит она.

Не нравится местным и
тот факт, что здание вокзала в поселке
сняли с учета КГИОП. По мнению экспертов,
оно лишилось своих архитектурных
достоинств. Хотя представители
муниципалитета говорят: после войны
была утрачена только кровля. Инициативная
группа даже обратилась в суд. 9 августа
будет первое заседание, посвященное
отмене распоряжения о снятии вокзала
с учета в комитете.

Жители верят в то, что хэппи-энд в этой истории возможен. Ведь собирались когда-то строить в Баболовском парке гольф-клуб. Тогда все выступали против. И никакого гольф-клуба там так и не построили. Может, такое получится провернуть и с дорогой?

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.