«Милан Марич — слишком красивый». Андрей Арьев о фильме «Довлатов»

Побеседовал с Андреем Юрьевичем Арьевым о премьере нового фильма «Довлатов». Здесь главные тезисы. Все остальное – на «Петербургском дневнике».

1.Алексей Герман-младший во время работы над сценарием много общался с семьей Довлатова, с его друзьями. Пытался максимально воссоздать ту эпоху – начало 1970-х годов. Из редакции журнала «Звезда» даже брали стулья для съемок. На этих стульях Довлатов действительно в свое время сидел.

2.Сербский актер Милан Марич показался Арьеву «слишком красивым» для роли Довлатова. «Сережа был ярким человеком, но, на мой взгляд, особой красотой не отличался», — говорит Андрей Юрьевич.

3. Довлатову долгое время не везло с литературной карьерой, потому что он был младше всех в своем поколении. «Вот он вступил в группу «Горожане». В ней были молодые писатели: Вахтин, Ефимов, Губин… Но все они так или иначе к тому времени уже состоялись. Вахтин – член союза писателей, Ефимов выпустил книжку, Губин как-то известен, а Сережа все не мог осуществиться», — вспоминает Арьев.

4. Довлатов внимательно читал современных ему прозаиков. «Вот скажем Владимир Гусаров написал «Мой папа убил Михоэлса». Сережа, когда это прочел, сразу мне позвонил: «Опять меня опередили! Это то, что я хочу! Псевдодокументалистика!»

5. «Комедию строго режима» с Виктором Сухоруковым поставили «хамским образом». «Я читал сценарий, у меня были замечания. Но главным образом я просил оповестить наследников. Елене Довлатовой текст послали, ей не понравилось. Тогда киношники плюнули на все, вырезали фамилию Довлатова из титров и пустили фильм в прокат», — говорит Арьев.

6. Арьев и Довлатов некоторое время жили в Кургане. И там писали пьесу.
«Показали местному режиссеру. Он говорит: «Слушайте, это ни один театр не поставит. У вас с первой фразы, еще люди не сели на места, уже такой юмор брызжет! Такого не может быть в театре», — вспоминает Андрей Юрьевич.

7. Неопубликованные тексты Довлатова, хранящиеся в архиве Елены Довлатовой, могут быть изданы после 2060 года. Когда закончится действие авторских прав. «Но тут надо понимать, что две трети из неопубликованного архива – это вариации уже знакомых тем» — предупреждает Арьев.

P.S. Смешная байка. У Александра Кушнера в одном безобидном стихотворении в те времена цензура заменила полковника на бухгалтера. Было: «Полковник на пляже всю жизнь рассказавший свою за двенадцать минут». Стало «Бухгалтер на пляже…» А само стихотворение прекрасное. Оно здесь.

А полный текст интервью здесь.

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.