Твори бабло

На DVD выходит один их лучших фильмов этого года – «Предел риска», объясняющий еще не разобравшимся за последние три года людям, из-за чего возник всемирный финансовый кризис и из-за чего возникнут следующие финансовые кризисы.

Предел риска (Margin Call)
Триллер, США, 2011, 109 мин.
Режиссёр: Джей Си Чендор
В ролях: Кевин Спейси, Пенн Бэджли, Пол Беттани, Джереми Айронс, Закари Куинто, Деми Мур


«В это сложно поверить, но мне очень нужны деньги», — говорит герой Кевина Спейси, бывалый делец инвестиционного банка с автозагаром на лощеном лице незадолго до финальных титров. Пожалуй, эта фраза могла стать слоганом фильма Margin Call, вышедшем в России под названием больше подходящим для боевика с Ван Даммом – «Предел риска». Брокеры из Lehman Brothers неожиданно врубаются, что висящие у них на балансе ипотечные облигации вот-вот превратятся не более чем в цветные картонки, и решают как быть: делать вид, что все в порядке или начать скидывать ценные бумаги пока берут. Как известно из недавней истории, брокеры склонились ко второму варианту, что в итоге привело к банкротству некогда самой успешной американской финансовой организации и всемирному финансовому кризису.

Марджин колл – это, грубо говоря, предупреждение о том, что на вашем счету недостаточно средств для дальнейшего поддержания торговых позиций. Ребята из Lehman Brothers очень долго инвестировали в весьма рисковые ипотечные облигации, которые, благодаря не очень чистым с точки зрения закона схемам, имели высокие кредитные рейтинги. Пока рынок рос, все шло неплохо. Но как только в финансовой системе начались проблемы, и первые жители Флориды или Огайо не смогли внести месячный платеж за взятый в кредит дом, система затрещала по швам, а банкиры спохватились слишком поздно. По сути, марджин колл они просто проигнорировали, не заметили, промчались мимо.

Эту историю, разделенную на сутки экранного времени и примерно дюжину первостепенных персонажей, режиссер-дебютант подает хваткой крепкого профессионала. Авторское кино (а Джей Си Чендор не только режиссер, но еще и автор сценария) часто грешит качеством саморедактуры. Но Margin Call выглядит так, будто над ним работала целая команда профессионалов, ежегодно штампующих кандидатов на «Оскар». Фильм, посвященный в общем-то довольно скучной теме – разбору ошибок финансистов, умудряется держать в напряжении.

Каждый персонаж прорисован настолько четко, что мне больше не кажется, что брокеров клонируют в подвалах Уолл-стрит. Артисты не халтурят. Пол Беттани выходит за пределы образа флегматичного умника, Кевин Спейси реабилитируется за явные неудачи последних лет. Даже сериальные актеры борозды не портят. Тот же Саймон «Менталист» Бейкер не начинает прибегать к экстрасенсорным способностям, что уже неожиданно. А за сцену, в которой герой Кевина Спейси, слушая музыку в своем кабинете, на секунду засыпает и вновь просыпается, режиссера хочется похвалить отдельно.

Да, узнать о кризисе больше можно из прекрасного документального фильма Inside Job, а суть работы брокеров была раскрыта еще в первой части нетленки Стоуна «Уолл-Стрит», но «Предел риска» проникает глубже, в подкорку финансовой системы, в ее суть. Недаром фильм заканчивается не симпатичными панорамами нью-йоркских небоскребов, Гудзонского залива или какой-нибудь сценой на бирже, а эпизодом, в котором один из героев хоронит свою собаку перед домом бывшей жены. Тут становится понятно, что деньги действительно нужны всем. Но ведь и не только они, не так ли?

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.