Еще одна статья

Блокадная тема, видимо, не отпускает. Но статья, говорят, неплохая. Пафоса многовато, но все же…

Когда-нибудь на Долгоозерной улице расширят проезжую часть, разобьют бульвар и даже откроют станцию метрополитена. Но случится это еще не скоро. Потому что большая часть Долгоозерной улицы существует только на бумаге. Последний жилой дом обозначен несчастливым номером тринадцать. Впереди – занесенный снегом пустырь, в середине которого протоптана узенькая пешеходная дорожка. Вдалеке виднеются очертания какого-то жилого комплекса. И ты понимаешь, дом номер тридцать три, который нужно найти, находится либо там, либо в другой параллельной реальности. К счастью, тебе везет. Полкилометра по снегу – и ты на месте.

Поскольку в комплексе введены в эксплуатацию еще не все корпуса, говорить о расчистке дворов от последствий бушующей стихии не приходится. Но Ефросинья Степановна Смирнова, к которой мы направляемся, не обращает внимания на мелкие бытовые неудобства. Небольшая однокомнатная квартира ее полностью устраивает. «Я здесь, как в раю», — говорит она и улыбается. Пожилую женщину можно понять. До переезда ей приходилось ютиться в небольшой комнате коммунальной квартиры в центре города. Комната вплотную примыкала к кухне. То есть, по сути, являлась проходной. Только люди с очень большой фантазией могут представить себе, что такое проходная комната в коммунальной квартире. Это испытание, которое могут пройти только сильные духом люди. Ефросинья Степановна жила там с 1945 года.

Двадцать пять лет она стояла на очереди, и уже потеряла надежду когда-нибудь получить отдельную жилплощадь. «Мы во все инстанции писали, но ответа на наши письма не было», — вспоминает Ефросинья Степановна. Но тут помог случай и настойчивость подруг. Во-первых, Президент страны подписал указ, согласно которому все ветераны Великой Отечественной должны получить отдельные квартиры до 9 Мая 2010 года. А во-вторых, знакомая Ефросиньи Степановны дозвонилась в прямой эфир программы «Диалог с городом». Постоянным гостем этой программы является губернатор Санкт-Петербурга. Когда Валентина Матвиенко узнала о том, в каких условиях живет ветеран, то отдала распоряжение найти для нее жилье в течение двух недель. Слово губернатор сдержала. Ефросинья Степановна рассказывает, что, когда к ней в коммуналку пришла специальная комиссия, то люди схватилась за голову. «Как вы тут живете?», — удивленно спрашивали члены комиссии. А бабушка Фрося говорила: «Ничего, привыкла».

Впрочем, главным испытанием в ее жизни стала война. Ефросинья Степановна родилась в 1921 году. В двадцатилетнем возрасте ушла на фронт. Она нередко оказывалась на передовой, когда носила бойцам еду. «Страшно было, конечно, — говорит она, — но что поделать? Мы понимали, это нужно для страны, для людей, которые ждут нас, и преодолевали страх». Зимой 1943 года, когда она стояла на посту, ее накрыло взрывной волной и контузило. Но после лечения вернулась на фронт и служила до самого конца войны. Поэтому 65-летнюю годовщину Победы ждет с нетерпением. «Это будет огромный праздник, — говорит Ефросинья Степановна, разложив на столе коллекцию медалей и орденов, — в день Победы сядем вместе с сыном за стол, отпразднуем. Может, приедут в гости какие-нибудь знакомые. Вспомним, что с нами было…»

Ефросинья Степановна излучает оптимизм. Она теперь радуется каждому прожитому дню. И даже находит повод для шутки. «Смешно, — говорит она, — сейчас я хожу, согнувшись в три погибели с палочкой в руках, а когда-то мы, молодые, точно также ходили по траншеям к линии фронта». Прощаясь, Ефросинья Степановна просит передать большую благодарность администрации Центрального района и губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. «Даже не знаю, что было бы со мной, если бы не этот переезд, — говорит она, — как вспомню свою коммунальную квартиру, так вздрогну. По выходным я даже из комнаты не выходила. Сидела на месте, и все». Она выдерживает небольшую паузу: «Здесь, как в раю», — повторяет Ефросинья Степановна и улыбается. Снова и снова.

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.